Скребок - множество стамесок-резцов от прямоугольных, в виде обычной стамески, до любых профильных резцов, в том числе и в виде кольца или крючка. Некоторые образцы этих резцов приведены на рис. 1 и 2. Замечу, что обычно работают рейером и мейселем. Скребки для точения используют реже. Не знаю кто как, но я больше люблю работать косяком-мейселем, которых у меня несколько штук. Дело в том, что при обработке твердых пород древесины, кончик лезвия мейселя не только быстро тупится, но иногда даже пригорает. Чтобы не прерывать работу для заточки всего лишь одного резца, я достаю очередной - такой же мейсель. Хорошие резцы из инструментальной стали можно изготовить самому в бытовых условиях, например, из старых напильников или отрезка автомобильной рессоры. Большим спросом у токарей по дереву пользуются столярные стамески. У них хорошая закалка, а чтобы превратить стамеску в резец, нужно только приделать к ней более длинную ручку и изменить угол заточки. Для начала лучше всего изготовить два-три основных резца, а потом можно приступить к изготовлению тех резцов, которых еще не достает в вашем арсенале. Еще надо учесть, что некоторые профильные резцы после повторной заточки теряют первоначальную форму.
Каким должен быть резец? Беспорно, что всякий резец должен острым, удобным и надежным работе. Иногда случается, что из-за недостаточной длины резца или его тупого лезвия, а также из-за слишком большой, мощности станка заготовка способна затянуть резец под и таким образом он может стать причиной травмы. Чаще всего ушибы получает та часть тела, которая и виновата за просчеты. Резцы по сути те же стамески, только с более массивными и длинными рукоятками. Тут все просто: рем длиннее инструмент, тем легче эго удержать в руках во время работы. 350...400 мм в длину для резца - самая подходящая величина. Ручки моих резцов изготовлены из ясеня на том же станке, на котором работаю. Длина ручки резца - от 2ОО до 300 мм, а диаметру - от 25 до 30 мм. Ручка может быть гладкой, но я предпочитаю ручки с неглубоким рельефом, в этом случае резец не выскользнет из рук. Режущую часть инструмента доводят окончательно на точильном станке только после окончательной «сборки» резца. При заточке лезвию резца придают нужные угол («30°) и профиль заточки. По желанию мейсель-косяк можно изготовить в трех вариантах: с левой, с правой и двухсторонней заточкой лезвия (см. рис. 1,б). Те или иные скребки применяют для придания заготовке определенного профиля. Из рис. 3 понятно, резцы какой формы применяют для получения тех или иных профилей. Рейер должен быть полукруглым не только по профилю корпуса, но и по кромке лезвия, так он лучше работает. Кроме черновой обработки рейер подойдет для формирования полукруглых канавок, если точить поочередно то одним, то Другим боком лезвия. Если рейер не широкий, то точить канавки разрешается всей шириной лезвия. Не следует делать резцы с широкими лезвиями с целью увеличить зону обработки - точить такими резцами трудно, да и работа ими сопровождается сколами древесины. Некоторое время назад я где-то увидел в продаже набор резцов для токарной работы, в который входила ручка с зажимным устройством, в котором крепились резцы-насадки желаемой формы. Я был очарован данной идеей, но, несмотря на обилие резцов-насадок, приобретать набор не стал, так как толщина резцов и длина рукоятки показались мне недостаточными для безопасной работы на токарном станке.
Работа с резцами
Если нет навыков токарной работы, то лучше всего начинать с обработки мягких пород древесины: липы, осины или тополя. Качество и безопасность работы в большой степени зависят и от уровня расположения поручня, на который опирают резцы во время работы. Поручень должен иметь устойчивое крепление, устанавливают его в 2...3 мм от края обрабатываемой заготовки на высоте не ниже уровня центра заготовки или чуть выше (в зависимости от твердости обрабатываемой древесины). Чем мягче древесина, тем выше может быть верхний край поручня, но в любом случае не выше, чем на 5...10 мм центра заготовки, ибо резец должен работать под уклоном и если он будет задевать заготовку пяткой лезвия, то появится вибрация. Надежно закрепив заготовку между бабками, с помощью рейера производят черновую обработку, то есть осуществляют полное округление заготовки. Примерный захват инструмента и порядок работы понятен из рис. 4.
Работать надо осторожно, ведь боковая поверхность заготовки окончательно еще не отцентрована. Рейером в несколько приемов снимаем неровности, постепенно передвигая его слева направо, но, стараясь не прижиматься близко к правому краю поручня. Резец держим правой рукой за рукоятку, а левой сверху прижимаем тыльную часть лезвия к поручню так, как указано на том же рис. 4. Заготовку обтачиваем до необходимых размеров, учитывая припуск для дальнейшей чистовой работы и шлифовки. Чистовую обработку можно вести с помощью плоского скребка, но, на мой взгляд, мейселем работа получается чище, если серединкой его лезвия вести обработку (таю же слева направо) по поверхности заготовки, снимая тонкую стружку толщиной в доли миллиметра. Техника чистовой обработки мейселем понятна из рис. 5 и 6.
Мейселем можно работать и справа налево, то есть в обоих направлениях, кому как удобно, применяя резец с соответствующим углом заточки. Добившись необходимых формы и размеров детали, ее отделяем от заготовки путем торцевания, которое проводим тем же мейселем. Но теперь точение осуществляем не серединкой лезвия, а кончиком острия, держа резец-косяк под углом, как показано на рис. 7
Вначале кончиком лезвия на заготовке в нужном месте делаем углубление-надрез на 5...6 мм, а потом в несколько подходов снимаем стружку, формируя конусное углубление, при этом до центра не доходим на 15...20 мм. Таким же образом торцуем и другой конец детали-заготовки, в результате она получается с ровными плоскими торцами, а оставшиеся отрезки заготовки возле бабок принимают форму конусов, острия которых направлены друг к другу (рис. 8). Дальнейшую обработку детали выполняют различными резцами в зависимости от фасона, контролируя размеры измерительным инструментом и шаблонами. В некоторых местах я пользуюсь даже напильником, а окончательную доработку и шлифовку провожу наждачной бумагой различной зернистости. Особый глянец поверхности придает ее шлифовка стружкой от той же обрабатываемой древесины. Однако надо учесть, что долгое шлифование на одном месте небезопасно - можно обжечь руку или оставить на детали темные следы от нагретых стружек. Готовую деталь я снимаю путем дальнейшего торцевания, доводя диаметр до 10-8мм. Потом полотном по металлу обозначаю места срезов. Останавливаю станок, снимаю деталь и той же ножовочкой отделяю ненужные отрезки.
Для вытачивания пустотелых, плоских и короткий деталей заготовки на станке укрепляю с помощью планшайбы и различных патронов. Пользуюсь теми же резцами. В этом случае нужна сноровка и особая осторожность, так как расстояние от поручня до заготовки иногда сильно увеличивается и как бы твердо ни держали инструмент, он может вырваться из рук.
А если по недосмотру древесина оказалась с сучками, то работа вообще становится очень рискованной.
В случае увеличения расстояния надо маневрировать боковыми плечами поручня, а еще лучше заменить его /более удобным по форме. Угол установки резца по отношению к заготовке можно регулировать по ходу дела, добиваясь наилучшего положения лезвия, чтобы стружка срезалась, а не соскребалась. Иногда попадаются березовые заготовки с задирами в разных направлениях, и приходится опытным путем устанавливать, на каком уровне и при каком уклоне резца древесина лучше режется. Однако надо учесть, что при горизонтальном положении резец, особенно плоский скребок, не режет и не скребет, а рвет древесину. Уменьшая угол резания, опуская рукоятку резца, можно увидеть, что работа становится намного чище. На рис. 9 и 10 приведены правильные положения рейера и скребка при точении детали.
Точение - один из самых простых и наиболее приятный вид механической обработки древесины. Остается обзавестись необходимым инвентарем, запастись небольшим терпением и попробовать все на деле. Ошибки будут, они есть и у опытных мастеров.
Г. В.Г. Рейер, мейсель и скребок. // Альманах «Сделай сам». - 2004, №2.