Рис. 96. Подъемник в гараже (а): 1- перекрытие; 2- болты М16 (4шт.); 3 - стрелка; 4 - грузовая лебедка; кран (б): 1 - вал; 2 - фасонная гайка; 3- шплинт; 4 - шайба; 5 - стакан; 6 - подшипники скольжения; 7 - основание; 8 - подкос; 9 - уголки (50х50).
Стрелу варят из подкоса метровой длины, двух уголков 50 х 50 мм и стакана, в который запрессовывают две бронзовые втулки, которые служат подшипниками скольжения. Вся конструкция удерживается на валу шплинтованной фасонной гайкой М42 х 2,0. В качестве грузовой лебедки можно использовать ручную таль или полиспаст заводского изготовления. Можно сделать лебедку из механизма, предназначенного для регулирования пневмотормозов у грузовых автомобилей (с трещеткон). Центральное отверстие червячного колеса растачивают под тросовый барабан - отрезок трубы диаметром 42 и длиной 150 мм. Затем ставят реборды - кольца диаметром 80 и толщиной 5 мм, прикрепляют приводную рукоятку к первичному валу трещотки. В обеих половинах барабана сверлят отверстия, куда выводят концы стального троса диаметром 4 мм и навешивают на него одноручьевой шкив с грузовым крюком. При вращении рукоятки барабан наматывает трос и поднимает на крюке груз. Лебедку нужно снабдить четырехколесной тележкой, состоящей из двух изогнутых щек с валиками, на которые надеты подшипники № 204 с напрессованными на них колесами. Тележка перемещается по горизонтальным полкам уголков, от соскакивания ее предохраняет болт-ограничитель с упорными втулками на конце стрелы.
С помощью насоса можно помыть автомобиль, обработать его днище антикоррозийным составом, промыть засорившийся радиатор, а также опрыскать кусты и деревья или полить грядки на садовом участке (рис. 97). Первый насос с поршнем состоит из гидроцилиндра, прокачивающего жидкость, ручки и объемного ресивера. Эти узлы размещены на раме, сваренной из уголка 25 X 25 мм. Цилиндр собран из трубы диаметром 34 мм, корпуса всасывающего клапана, к которому приварены штуцер и вилка шарнира крепления к раме, шарика клапана диаметром 14 мм, свободно покоящегося в гнезде, фланца, стяжки и корпуса сальника. Шток (он же поршень) - также из трубы диаметром 26 мм, верх которой заглушен стальным диском толщиной 3 мм с приваренным к нему ушком шарнира. В боковую стенку штока вварен нагнетающий штуцер. В нижний торец ввернут корпус перепускного клапана со свободно посаженным шариком. После сборки шток обточен на токарном станке и отшлифован.
Рис. 97. Вакуумный насос: 1 - рама; 2- шарнир ручки; 3 - всасывающий штуцер цилиндра; 4 - цилиндр; 5 - болт стяжки М8; 6 - крышка сальника; 7 - шток; 8 - шарнир штока; 9 - ручка; 10 - шарнир цилиндра; 11 - нагнетающий шланг; 12- ресивер; 13- выходной штуцер; 14 - дно ресивера; 15 - сиденье; 16 - крышка ресивера; 17 - нагнетающий штуцер.
Герметизация цилиндра сальниковая: два войлочных кольца с сальниковым шнуром между ними, зажатые крышкой с тремя болтами М8. Ресивер, служащий для сглаживания пульсаций давления перекачиваемой жидкости, представляет собой широкую стальную трубу с заглушенными торцами, в ее стенки вварены нагнетающий и выпускной штуцеры. Сверху - ручка, которой перекачивают жидкость. Она крепится к ушку на крышке ресивера расклепанным бронзовым стержнем диаметром 10 мм. Перекачиваемая жидкость подается по шлангу к всасывающему штуцеру цилиндра. Если ручку насоса потянуть вверх, под штоком создастся разрежение, шарик всасывающего клапана поднимется и пропустит жидкость в цилиндр. При обратном движении ручки всасывающий клапан под давлением жидкости закроется, перепускной откроется и содержимое цилиндра устремится по нагнетательному шлангу в ресивер. Он наполняется, и жидкость начинает поступать из выходного штуцера в шланг распылителя.
Второй насос - вакуумный, он походит на первый, но работает по-другому. Гидроцилиндр не прокачивает жидкость через себя, а всасывает - выталкивает. Для этого к нему приварен корпус клапанов с всасывающим и нагнетающим штуцерами (последний имеет радиальные пропилы, пропускающие жидкость под шариком) и ушком шарнира крепления на ресивере. Шток-поршень здесь проще, он представляет проточенную до диаметра 26мм и отшлифованную трубу, заглушенную с обоих торцов. Конструкция сальника аналогичная: войлочные кольца, шнур, крышка и три болта-стяжки М8.
Ресивер такой же, только сверху к крышке крепится не ручка, а деревянное сиденье. Работающему с насосом лучше сидеть и своим весом стабилизировать агрегат, так как ручка здесь движется не сверху-вниз, а от себя к себе. Изменено и место ее крепления: основной шарнир размещен на раме.
В. В. Литавар, Г. И. Станчик Благоустройство садово-огородных и приусадебных участков. - Мн.: Ураджай, 1993г. - 304с.