Топливники. Схема печей
23.10.2007 г.

Топливники находятся внутри массива печи. В них сгорает топливо. Для пра­вильного горения топлива под каждый вид его устраивают тот или другой топливник с соблюдением всех требо­ваний. При правильном выполнении топ­ливника топливо сгорает не полностью, его много расходуется, и печь плохо на­гревается.

Форма и размеры топливника долж­ны быть такими, чтобы создать необ­ходимый объем, вмещающий такое ко­личество топлива, которое нужно для нагревания печи без последующего его добавления. В топливнике топливо долж­но сгорать полностью, не попадая при этом в дымообороты в виде несгоревших частиц, засоряющих дымообороты и снижающих нагревание стенок.

Топливники делают такой высоты, чтобы после укладки топлива между ними и перекрытием топливника оста­валось пространство, необходимое для того, чтобы все проходящие по нему несгоревшие частицы топлива могли сгореть. В этом случае горение закан­чивается внутри топливника, и топливо используется полностью.

Для равномерной подачи воздуха к сгораемому топливу применяют колос­никовые решетки и поддувальные от­верстия.

Высота топливника зависит от вида топлива.

Топливник для дров. Дрова и торф содержат много летучих веществ и дают при горении высокое пламя. Топливники должны иметь большой объем. Высота топливника для дров, считая от колос­никовой решетки, колеблется от 800 до 1000 мм (рис. 30).

Image 

Рис. 30. Топливник для дров: 1- поддувало; 2- топливник; 3- свод

Под топливника имеет откосы-скаты к решетке для скатывания на нее углей. Колосниковую решетку ставят ниже уровня топочной дверки, что пре­дотвращает выпадение углей наружу. Поэтому решетку заглубляют на один ряд, кладки против нижней кромки то­почной дверки. Дрова закладывают плашмя или клеткой. При высоте на­ложенных дров 300...400 мм высота свободного пространства над ними должна составлять 500...600 мм. Дверки применяют любые, но лучше герме­тические. Топливник рекомендуется футеровать (облицовывать) огнеупор­ным кирпичом (заштрихован клеточ­ками).

Топливник для сланцев (рис. 31). Сланцы - многозольное топливо, в ко­тором количество золы достигает более 30%. Поэтому он несколько отличается от топливника для дров. Высота топ­ливника, считая от пода, должна быть не менее 670 мм. Обычная колосниковая решетка быстро забивается золой и перестает пропускать воздух. Поэтому их в таких топливниках не применяют, а устраивают порог, делая стенки топ­ливника наклонными. Сланцы заклады­вают через топочную дверку в топливник в небольшом количестве. Растапливают дровами. Из сланцев в начале горения выделяется много летучих веществ, для сжигания которых через специальную дверку и канал впускают в топливник дополнительно воздух. Шуровку выпол­няют через нижнюю поддувальную дверку и поддувальный канал. Зола собирается в ящик из стали, устанав­ливаемый в углублении поддувала.

 Image

Рис. 31. Топливник для сланцев: 1- поддувало; 2- дверка для подачи добавочного воздуха; 3- топливник; 4- свод; 5- металлический ящик для сбора золы

Топливник следует перекрывать аркой из огнеупорного кирпича. Чтобы Уазы не проникали в помещение при закры­той печи, в дымовой задвижке или вьюшке следует сделать сквозное от­верстие диаметром не менее 10 мм.

Топливник для торфа. Торф влаж­ностью 25...30% может сжигаться в топливниках с колосниковыми решетка­ми (рис. 32) увеличенных размеров по сравнению с применяемыми для дров.

Image 

Рис. 32. Топливник для торфа: 1- поддувало; 2- топливник; 3- колосниковая решетка; 4- металли­ческий ящик для сбора золы

Желательно, чтобы все стенки топлив­ника имели скаты к колосниковой ре­шетке. Высота топливника - от 650 до 750 мм. Торф закладывают в топку слоем 250 мм, чтобы оставалось пространство над слоем топлива 400... 500 мм. Зольник изготавливают особой конструкции и более емкий, так как при сгорании торфа образуется много золы. Лучше всего под колосниковой решеткой установить металлический ящик, из которого по мере заполнения удаляют золу через поддувальную дверку.

Влажные сорта торфа для сжигания следует просушить. Для торфа повы­шенной влажности применяют топлив­ник специального типа с двумя колос­никовыми решетками (рис. 33), постав­ленными горизонтально и вертикально.

 Image

Рис. 33. Топливник для торфа повы­шенной влажности: 1- поддувало; 2- дверка для шуров­ки топлива; 3- топочная дверка; 4-• свод; 5- отверстие вверху топливном камеры; 6- хайло; 7- решетка

Для растопки на горизонтальную решетку сперва закладывают древесную растопку и небольшую порцию торфа. Как только торф хорошо разгорится, добавляют основное количество торфа через топоч­ную дверку так, чтобы его слой был выше наклонных колосников. Топливник выполняют высотой 820 и шириной 455 мм. Учитывая большое количество водяных паров, образуемых при сгора­нии, вверху топливной камеры для их выхода устраивают специальное от­верстие. Воздух для горения поступает через поддувальную дверку, а шуровку топлива выполняют через дверку, рас­положенную над поддувалом или между двумя колосниковыми решетками. Прозоры в колосниковых решетках делают не более 8...10 мм. Дымовая задвижка или вьюшка, должна иметь сквозные отверстия. В этом топливнике также сжигают кизяк повышенной влажности. Сухой кизяк сжигают в топливниках для дров.

Топливник для каменного угля и антрацита (рис. 34). Каменный уголь и антрацит для горения требуют сильной подачи воздуха к горящему слою. По­этому в топливниках для этого топлива необходимы колосниковые решетки, которые располагают в неглубокой шахте. Учитывая, что при горении развивается высокая температура, стенки топливника, и перекрытия обя­зательно выкладывают из огнеупорного кирпича. Обыкновенный кирпич быстро разрушается. Колосниковую решетку заглубляют на 300...350 мм.

Конструкция топливника такова, что нижняя часть его над решеткой значительно сужена. Это делают для того, чтобы антрацит горел сравнительно толстым слоем, что связано с его нор­мальным сжиганием, происходящим. При высокой температуре.

Image 

Рис. 34. Топливник для каменного угля: 1 - поддувало; 2- топливник; 3 - шах­та; 4 - колосниковая решетка; 5 - ме­таллический ящик для сбора золы

Топливо загружают через топочную дверку. Колосниковую решетку следует ставить тяжелую, выдерживающую вы­сокую температуру. В дымовых задвиж­ках, или вьюшках, обязательно просвер­ливают сквозные отверстия.

Шахтные топливники необходимы в печах, где происходит длительная топка кусковым топливом. Для разжигания такой печи на колосниковую решетку кладут мелкие дрова или другую рас­топку, на которую через топочную двер­ку засыпают немного угля и зажигают дрова. Как только они разгорятся, загружают остальное топливо. По мере сгорания нижних слоев верхние посте­пенно опускаются. В таких печах воз­можно скопление газов, поэтому, для их отвода в дымоход вверху топливника устроено сквозное отверстие. Кладку следует выполнять из огнеупорного кирпича.

Image 

Рис. 35. Топливник шахтный для камен­ного угля: 1-поддувало; 2-топливник; 3-загру­зочное отверстие; 4 - отверстие для от­вода газов в трубу; 5 - колосниковая решетка

Конструктивные особенности топ­ливника показаны на рисунке 35.

Ставят массивную колосниковую ре­шетку, или колосники. Гарнитура Должна быть герметичной. В задвиж­ке, или вьюшке, обязательно устраивают сквозные отверстия. Кроме каменного угля в таком топливнике можно сжигать кусковой торф или торфяные бри­кеты.

Шепелев А. М. Кладка печей своими руками. - М.: Россельхоздат, 1987г. - 318с.

 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Републикация эксклюзивных материалов и новостей допускается только со ссылкой на Novostrojka.ru.
В остальных случаях указывайте первоисточник.
© 2024 Новостройка.Ру