Отдельно стоящие опоры используются под трубопроводы больших диаметров (рис. 132). При этом используется несущая способность трубопроводов на изгиб, поэтому отпадает потребность в пролетных строениях. Расстояние между опорами определяется несущей способностью трубопроводов. При малых и средних диаметрах труб шаг опор колеблется в пределах 10...25 м.
Уклон трубопроводов достигается за счет изменения отметки обреза фундаментов. Трасса трубопроводов разбивается на температурные отсеки длиной до 100 м, ограниченные компенсаторами.
Рис. 132. Отдельно стоящие опоры под трубопроводы а - одностоечные; б - двухстоечные; 1 -фундаменты; 2 - опоры; 3 - траверсы
Отдельно стоящие опоры выполняются сборными железобетонными или из стали. Состоят они из фундаментов, стоек и траверс. По характеру загрузки опоры подразделяются на промежуточные и анкерные. Анкерные опоры рассчитаны на восприятие горизонтальных усилий и устанавливаются в середине температуры отсеков, на концах трассы и по одной с каждой стороны ее поворота или ответвления. На анкерных опорах трубопроводы крепятся неподвижно; на промежуточных опорах крепление допускает температурные перемещения.
По конструктивному решению опоры подразделяются на одностоечные и двухстоечные.
В двухстоечных опорах траверсы выполняются в виде двухконсольных балок, что уменьшает изгибающие моменты, а на консолях удобно подвешивать трубопроводы, которые не требуется заводить между стойками.
Соединения стоек и траверс при двухстоечных опорах обычно выполняются путем сварки закладных деталей, предусмотренных в стойках и траверсах.
Опоры под трубопроводы могут быть одноярусными и двухъярусными. В одноярусных двухстоечных отдельно стоящих опорах высотой до 3 м стойками могут быть сваи, что исключает устройство фундаментов.
Иногда низкие промежуточные опоры выполняются в виде траверс, уложенных плашмя на песчаную подушку, насыпанную взамен растительного слоя.
Эстакады под трубопроводы состоят из фундаментов, опор и пролетных строений с траверсами для укладки трубопроводов (рис. 133). Эстакады могут быть одноярусными, двухъярусными и трехъярусными.
Рис. 133. Одноярусные эстакады под технологическое оборудование а - одностоечные; б - двухстоечные; 1 - фундаменты; 2 - опоры; 3 - пролетные строения; 4 - траверсы
Пролеты эстакад (расстояние между осями опор вдоль трассы) принимаются 12, 18, 24 м.
Опоры эстакад могут выполняться из сборного железобетона или стали.
В одноярусных эстакадах сборные железобетонные опоры могут быть одностоечными с железобетонными или стальными горизонтальными элементами.
Стальные опоры эстакад выполняются двухстоечными решетчатыми, при этом верхняя распорка опускается ниже низа траверсы на 0,8 м, что позволяет пропускать трубопроводы под траверсами. Фундаменты этих опор выполняются из бетона или железобетона, при этом верх их располагают выше земли примерно на 300 мм, что улучшает защиту башмаков опор от коррозии.
Пролетные строения эстакад могут выполняться из сборного железобетона в виде двутавровых балок при размерах пролетов 12 м.
В случае применения больших пролетов более целесообразным по технико-экономическим условиям является применение стальных конструкций.
Широкое применение в эстакадах находят пролетные строения в виде ферм с параллельными поясами.
Траверсы в эстакадах, так же как и в отдельно стоящих опорах, выполняются в виде двухконсольных балок. Железобетонные траверсы применяются в случае устройства железобетонных главных балок пролетных строений. Расстояние между траверсами вдоль трассы принимается 3...6 м.
Соединение сборных железобетонных пролетных строений и стоек, а также траверс с пролетными строениями выполняется при помощи сварки закладных деталей. Закладные детали должны тщательно защищаться от коррозии путем обетонирования их по стальным сеткам, которые должны привариваться к закладным деталям. В тех местах, где нельзя выполнить обетонировку, открытые поверхности закладных деталей должны систематически окрашиваться. Сложность устройства антикоррозийной защиты является большим недостатком конструкции этих сварных узлов.
Ю. М. Соловей Основы строительного дела. - М.: Стройиздат, 1989г. - 429с.