Каналы, бывают непроходные с внутренней высотой до 1200 мм и полупроходные (для периодического осмотра) высотой до 1 400-1 600 мм. Проходные каналы (для постоянного надзора и ремонта) - высотой более 1800мм называются тоннелями, или коллекторами.
В тоннелях разрешается прокладывать водопроводные, теплофикационные, воздухопроводные и продукто-проводные трубы, а также кабели различного назначения. Прокладка газопроводных труб в тоннелях запрещается, так как скопление газа при его утечке может привести к взрыву. По санитарным соображениям нежелательна также прокладка в тоннелях самотечных канализационных линий.
Для нормальной эксплуатации тоннелей следует предусматривать освещение, вентиляцию, аварийное воздухоудаление, электрооборудование, сигнализацию и другие устройства. Для ввода и вывода подземных сетей из тоннелей и каналов устраивают камеры с монтажными и входными люками и перекрытиями.
Каналы и тоннели проектируются с учетом существующего и перспективного размещения подземных сооружений. Их следует располагать параллельно осям дорог или линиям застройки и трассировать прямолинейными участками с минимальным числом поворотов под
прямыми (или близким к прямым) углами.
При проектировании профиля целесообразно возможно меньше заглублять верх перекрытия, особенно при наличии грунтовых вод, однако не менее чем на 0,7 м от поверхности земли (при наличии дорожного покрытия не менее 0,5м).
По длине каналов и тоннелей устраивают деформационные швы в местах примыкания каналов к камерам и компенсационным нишам, на границах резкого изменения грунтовых условий и не реже чем через 50 м.
Для обеспечения дренажа вод, проникающих в каналы, предусматривают уклон их дна не менее 0,002. Дренажные трубы прокладывают в гравии или щебне.
Наиболее экономичными являются каналы и тоннели, построенные из сборных железобетонных элементов.
Разработаны типовые конструкции каналов и тоннелей. При строительстве непроходных каналов применяются сборные железобетонные лотки и плиты. Лотки (рис. 134, а) принимают высотой 300,450,600мм, шириной 600, 900, 1200, 1500 и 2100мм. Номинальная длина сборных лотков установлена 3000 мм (конструктивная, за вычетом зазоров, - 2970 мм).
Для непроходных каналов из плоских плит приняты размеры высоты 900, 1200 мм, ширины 900, 1200, 1500, 2100 мм. Эти каналы состоят из плит днища, стен и перекрытий номинальной длины 3000 мм (длина плит днища двухсекционных каналов вдвое меньше). Стеновые панели жестко заделываются в пазы днищ (рис. 134,6). В двухсекционных каналах по продольной оси устанавливают промежуточные панели с проемами или стойки.
Полупроходные каналы выполняются аналогично непроходным каналам из плоских плит. В практике применяются и другие конструктивные решения, в которых используют ребристые плиты покрытий, стеновые блоки, плиты днища, Г-образные блоки.
Конструктивные решения проходных каналов (тоннелей) показаны на рис. 134, в. Размеры тоннелей в свету принимаются по ширине 1500, 1800, 2100, 2400, 3000, 3600, 4200 мм, по высоте 2100, 2400, 3000 мм.
Сборные элементы каналов и тоннелей выполняют из бетона класса В25, армируют сварными сетками из арматуры класса А-1П и обыкновенной арматурной проволоки класса Вр-1.
Рис. .134. Каналы непроходные: а - из лотков; б - из плит; в -тоннель; 1 - лоток; 2-песчаная подготовка; 3 - цементный раствор; 4 -плита покрытия; 5 - стеновая плита; 6 - плита днища; 7 - стеновой блок; 8 - монолитный участок; 9 - бетонная подготовка
Ю. М. Соловей Основы строительного дела. - М.: Стройиздат, 1989г. - 429с.