Так, например, в связи с модернизацией оборудования и увеличением его габаритов на автозаводе им. Лихачева в Москве понадобилось увеличить высоту цеха от пола до низа балок с 6 до 9 м. Для этого железобетонные колонны были наращены металлическими стойками, балки заменены на металлические фермы, были также устроены фонари улучшенной конструкции. В процессе перестройки деревоплита, служившая покрытием, была заменена сборными железобетонными плитами, уложенными на продольные прогоны.
Усиление элементов конструкций производится или за счет изменения конструктивной схемы, или за счет наращивания размеров элементов. По первому способу проводят усиление элементов, главным образом, исправных конструкций без остановки производства. Так, увеличения несущей способности изгибаемых элементов (балок, ригелей и т. п.) достигают введением в их конструктивную схему усиливающих затяжек из двух или четырех тяжей, подвергаемых и предварительному натяжению на бетон с помощью болтового устройства. По второму способу увеличивают размеры поперечного сечения элементов с добавлением арматуры. Таким образом, можно усиливать и исправные, и поврежденные конструкции.
Для усиления колонн обычно устраивают обоймы, армированные продольными стержнями и хомутами (спиралью). Усиление колонн многоэтажных зданий с пропуском дополнительной продольной арматуры в плите перекрытия выполняют с пробивкой отверстий, а в пределах пересечения балок с колонной устраивают местные уширения.
Для усиления плит перекрытий устраивают новую монолитную плиту по старому бетону. После снятия старого пола и нарушенного верхнего слоя старого бетона по верху плиты укладывают арматуру и слой нового бетона не менее 3 см.
Для усиления балок и ригелей приваривают к освобожденной от защитного слоя обнаженной арматуре дополнительные продольные стержни с последующим их оштукатуриванием цементным раствором или нанесением слоя торкрет-бетона.
Расширение и объединение помещений в многоэтажных зданиях чаще всего проводят в сочетании со сменой перекрытий. Наиболее целесообразно использовать для замены перекрытий изделия, производимые строительной индустрией для нового строительства. Но из-за разнообразия пролетов в зданиях старой постройки и наличия в них косоугольных и криволинейных контуров применение этих конструкций часто бывает затруднено. Применение строительных изделий для нового строительства затруднено также из-за необходимости пробивки сплошных горизонтальных штраб в несущих стенах для укладки элементов перекрытия. Пробивка стен допустима только в наиболее старых зданиях, стены которых имеют особенно большую толщину. С учетом этого разработаны специальные крупноразмерные изделия для реконструкции зданий - сортаменты настилов с консолями или выпускными ребрами. Для установки таких настилов требуются только отдельные гнезда для консолей с расстоянием между ними порядка 1 м. Гнезда устраивают во внутренних несущих стенах, имеющих нагрузку с двух сторон. На противоположных стенах пробивают сплошные борозды. Основным видом настилов с выпускными ребрами являются предварительно напряженные консольные настилы с овальными отверстиями (рис. 143, а). Основные плиты этого вида (КНП) имеют конструктивную ширину 995 мм. Кроме того, используются два дополнительных сортамента. В сортамент КНПД входят доборные однопустотные настилы тех же длин и высот, что и основные, но более узкие (535 мм). Они предназначены для укладки в тех местах, где не помещаются основные двухпустотные настилы. В сортамент УКНП входят трехпустотные настилы шириной 1300 мм, но меньших размеров по длине и высоте.
Специально для реконструируемых зданий созданы сортаменты железобетонных прогонов, колонн и панелей заводского изготовления. Прогоны марки ПР имеют тавровое сечение, ребро которого может быть скрыто в конструкции перегородки (рис. 143,6). Колонны марки КЛ имеют сечение 300X400 мм и высоту 2,8...4,5 м (рис. 143, в). Панели несущих стен ПН и ПНД, называемые несущими перегородками (рис. 143,г), устанавливаются поэтажно одна на другую, причем нижнюю панель помещают на специально сконструированные балки. Панели ПН проектируют сплошными (без проемов), а ПНД - с дверными проемами.
Рис. 143. Конструктивные элементы для реконструируемых зданий.
В верхней части панелей для укладки на них настилов перекрытий предусмотрены консольные выступы.
Кроме описанных конструктивных решений, применяемых в практике реконструкции зданий, имеется ряд других проектных предложений. Заслуживает внимания конструкция в виде универсального элемента - железобетонной доски, которую можно изготовлять непрерывным потоком. Из этих досок можно устраивать различные конструктивные элементы здания: перекрытия, колонны, косоуры и площадочные балки лестниц, перемычки, детали для усиления фундаментов, стен, балок.
Предложена также конструкция раздвижных элементов для сборки балок различной длины.
Перечисленные крупноразмерные элементы монтируются с помощью башенных кранов. При невозможности установки башенного крана из-за тесноты расположения зданий реконструируемые перекрытия выполняют из мелко- и среднеразмерных элементов с подачей их через оконные проемы.
Типовые мелкоразмерные легкие конструктивные системы для ремонтно-строительных работ представляют собой, как правило, комплекты из балок и заполнений между ними. Балки обычно бывают тавровые или уголкового сечения, в качестве заполнений приняты накаты, укладываемые на полки балок.
При применении подъемников большой мощности с выдвижными балками, обеспечивающими подачу изделий на место их укладки, используются среднеразмерные конструкции перекрытий, представляющие собой балочно-накатные системы. Перекрытия состоят из тавровых балок и специальных плит-накатов. Плиты разработаны двух видов - железобетонные ребристые и плоские из легкого бетона.
Особое место в конструкциях в условиях реконструкции зданий занимает монолитный железобетон. Так как при реконструкции зданий всегда сохраняется несущий остов, а также пространство, защищенное от внешних влияний, производить работы с применением монолитного железобетона в таких условиях значительно благоприятнее, чем при новом строительстве.
Монолитный железобетон обеспечивает высокую долговечность конструкций, большую жесткость сооружения, лучшие показатели тепло- и звукоизоляции, уменьшение расхода бетона и арматуры на 15...20 %. При использовании монолитного бетона не требуется специальных видов автотранспорта - панелевозов. Вертикальный транспорт более простой и дешевый, что имеет особое значение для условий реконструкции, когда расположение объекта часто не дает возможности установить башенные краны необходимой грузоподъемности.
Ю. М. Соловей Основы строительного дела. - М.: Стройиздат, 1989г. - 429с.