Грузоподъемность определяется наибольшей массой груза, которая может быть поднята краном при условии сохранения устойчивости и прочности его конструкции. Этот показатель должен быть равен или несколько превышать массу самого тяжелого элемента, подлежащего монтажу.
Высота подъема крюка - это расстояние от уровня стоянки крана до низа крюка. Она должна быть такой, чтобы обеспечить подачу элементов на самую высокую точку здания. Высота подъема крюка складывается из высоты здания, высоты монтируемого элемента и строповочного оборудования, запаса расстояния между смонтированными элементами и монтируемой деталью. Запас принимается не менее 0,5 м. Вылет крюка крана - это расстояние от оси вращения крана до оси грузового крюка. Он должен обеспечивать подачу груза краном в наиболее удаленные от крана точки строящегося здания.
Стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу имеют широкое применение в промышленном строительстве благодаря своей большой маневренности. Такие краны имеют грузоподъемность до 160т и оснащены стрелами длиной до 50 м.
Башенные краны выпускают грузоподъемностью: для жилищного строительства до 10 т с высотой подъема крюка до 66 м и вылетом крюка до 25 м; для промышленного строительства 20...75 т с высотой подъема крюка до 116 м и вылетом крюка до 50м.
Козловые краны массового изготовления имеют грузоподъемность до 60 т, высоту подъема крюка до 31 м и пролет до 74 м.
Такелажное оборудование, используемое на монтаже, представлено лебедками, талями, полиспастами, домкратами, блоками, стропами, траверсами, захватами, стальными и пеньковыми канатами.
Лебедки и тали в сочетании с блоками и полиспастами используют для подтаскивания и подъема сборных конструкций. Домкратами поднимают тяжелые конструкции на небольшую высоту.
Стропы - наиболее ответственный элемент такелажного оборудования. По нормам запас прочности стропа должен быть 6...8-кратным. В случае, когда поднимают гибкие элементы, применяют траверсу. Она представляет собой жесткий строп в виде балочной или решетчатой конструкции. К крюку траверса подвешивается в средней части, а к имеющимся на концах траверсы гибким стропам подвешивается поднимаемая конструкция.
Кроме основного такелажного оборудования применяют различные монтажные приспособления, которые необходимы для выверки положения конструкций, временного закрепления и для удобства их монтажа. Такими приспособлениями являются клинья, кондукторы, расчалки, подкосы, распорки.
Клинья деревянные, бетонные и стальные применяют при выверке и установке конструкции в проектное положение перед окончательным ее закреплением.
Кондукторы различных конструкций чаще всего предназначены для выверки и установки монтируемых колонн в проектное положение.
Распорки, временные монтажные опоры мачтового или башенного типа, расчалки и подкосы применяют для временного крепления элементов, придания устойчивости смонтированным конструкциям и частям зданий и сооружений.
Установку и закрепление элементов сборных конструкций в процессе монтажа зданий и сооружений выполняют с монтажных инвентарных подмостей и люлек.
К монтажным узлам поднимаются по приставным и навесным лестницам. При монтаже зданий и сооружений большой высоты используют лифтовые подъемники.
Ю. М. Соловей Основы строительного дела. - М.: Стройиздат, 1989г. - 429с.