По характеру фактуры красочного слоя различают глянцевые и матовые масляные краски. Матовые составы готовят из обычных масляных красок, добавляя в них до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.
Мыльный раствор готовят следующим образом. Хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70-80 °С). Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляную краску. При добавлении мыла прочность красочной пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Стены, окрашенные матовыми составами, очищают сухими щетками или с помощью пылесоса.
Масляные краски на небольшие ровные участки наносят маховыми кистями или меховыми валиками; большие поверхности окрашивают краскораспылителем и валиками. На поверхность краску наносят в 2 ровных тонких слоя: сначала отдельными точками или вертикальными полосками, а затем параллельными и зигзагообразными движениями распределяют краску по поверхности и после этого разравнивают ее в вертикальном или горизонтальном направлениях. При последнем окрашивании поверхности надо придерживаться следующих направлений растушевки окрасочного слоя: на стенах - вертикального, на потолках - по направлению к окну, на деревянных поверхностях - вдоль волокон. Второй слой масляной краски наносят после того, как высохнет первый. Масляная окрасочная пленка должна быть тонкой, так как она высыхает неравномерно по толщине: сначала верхний слой, а затем нижний. При большой толщине пленки такое неравномерное высыхание приводит к образованию морщин на окрашенной поверхности. Поэтому, если масляная краска плохо укрывает поверхность, добиваться полной укрывистости за счет увеличения толщины слоя краски нельзя. Вместо одного толстого слоя следует наносить 2 или даже 3 тонких слоя, давая каждому из них полностью высохнуть до нанесения следующего слоя.
При высококачественных отделках масляную краску флейцуют сухими флейцами, не набирая на них краски. Для придания окрашенным поверхностям более красивого вида свежий красочный слой торцуют легкими ударами щетки-торцовки.
При механизированной окраске поверхность окрашивается равномерно, и в торцевании нет необходимости.
Эмали наносят на поверхность также в 2 слоя валиками или краскораспылителями, а при окраске небольших поверхностей - кистью-ручником. Техника окраски эмалями вручную такая же, как при окраске масляными красками. Окраска поверхностей на границе стены и карниза и на границе поверхностей, окрашенных в разные цвета, производится с применением щитка-линейки или щитка с длинной рукояткой. Щиток плотно прижимают к поверхности, чтобы наносимая краска не попала на ранее окрашенную поверхность. При окраске поверхностей у оконных и дверных откосов линейку нужно ставить на угол откоса.
Панели по цвету обычно делают темнее, насыщеннее, чем основной фон стены. Однако иногда панели, выполняемые масляной краской или эмалью, окрашивают в тот же цвет, что и верхнюю часть стен. В этом случае на границе панели и верха стены филенку не проводят. Для того чтобы не был заметен стык на границе окраски, вначале окрашивают панель, а потом водной краской - верх стены. Затеки краски на панели аккуратно удаляют ветошью, смоченной в воде. Для скрытия неровностей в стыке между разноокрашенными участками проводят филенку- На границе поверхностей, окрашенных клеевыми и масляными или эмалевыми составами, филенка выполняется клеевым составом. По поверхности, окрашенной масляными или эмалевыми составами, филенку проводят теми же составами.
В последнее время получили распространение фактурные отделки различных видов. При фактурной отделке поверхности обрабатывают с использованием различных инструментов, приспособлений или материалов. В результате такой обработки на поверхности образуется рельефный рисунок.
Декоративный эффект может быть достигнут, если на очищенную поверхность стены нанести тонкий слой мастики, используемой для наклейки керамической плитки, затем наклеивают марлю или широкий бинт, которые предварительно следует слегка сжать, чтобы образовались вертикальные складки.
Когда мастика застынет (примерно через 24 ч), на поверхность стены с помощью краскораспылителя наносится краска или эмаль (лучше всего использовать быстросохнущие эмали). Вместо марли на слой мастики можно напылить песок, крошку или опилки с помощью пылесоса. Когда мастика застынет, шероховатое декоративное покрытие следует покрасить.
Подготовку поверхностей под окраску подполисперсионными красками производят так же, как и под масляную краску, но под водподисперсионные краски лучше применять воднодисперсионную шпатлевку.
Краски наносят на чистую, сухую, хорошо подготовленную поверхность. Ошпатлеванную и зачищенную поверхность грунтуют той же краской, разбавленной водой. Воднодисперсионные краски целесообразно применять для окраски потолков вместо извести и мела. Добавляя в белую воднодисперсионную краску цветные пасты («Тамбовская краска», краска воднополимерная «Искорка», концентрат красящий «Колор», гуашь), можно получить краску практически любого цвета и использовать ее для окраски стены. Не допускается колеровать краски сухими пигментами.
Воднодисперсионные краски можно наносить и на не полностью просохшую штукатурку; ими можно окрашивать также поверхности, ранее окрашенные масляными красками и эмалями. Кроме того, краски могут быть использованы для окраски дверей, встроенной мебели и других изделий из дерева в том случае, когда не требуется шпатлевка, т. е. при высоком качестве их поверхности.
Не допускается нанесение воднодисперсиопных красок на поверхности, окрашенные мелом без добавления клея или обработанные купоросными или квасцовыми грунтовками, так как последние вступают в химическое взаимодействие с краской, что приводит к значительному ухудшению их свойств.
Для нанесения воднодиснерсионных красок используют кисти, валики, краскораспылители. Краски высокой вязкости наносят в один слой, а менее вязкие - в 2 слоя. При нанесении краскораспылителем краску наносят передвижением краскораспылителя сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении; не допускаются волнообразные, петлеобразные и колебательные движения.
Места, где соединяются составы разных цветов (у карниза, на границе между панелью и верхней частью стены и т- п.), окрашивают с применением отводной линейки, котор.ую прикладывают ребром вплотную к поверхности с некоторым наклоном от себя.
Источник: Химия для Вас. Лаки и краски в Вашем доме: Справ. изд. / В.Б. Манеров, В.С. Каверинский, С.П. Ермилов, Ф.И. Прудниченко.-М.: Химия,1989.-208с.:ил.