Главная страница arrow Материалы arrow Строительные материалы arrow Битумные горячие мастики: приготовление
Битумные горячие мастики: приготовление
01.02.2010 г.
Битумная кровельная мастика — чер­ное пластично-вязкое вещество, приготовленное из сме­си кровельного битума БНК-45/180 или сплава кровель­ных битумов БНК-45/180 и БНК-90/40 с волокнистым, комбинированным или пылевидным наполнителем и добавкой. Подбирая битумы и наполнители, можно получить составы мастик с различной теплостойкостью.

Кровельные битумные мастики при небольших объ­емах работ готовят на строительной площадке, а при больших объемах — на заводе.

Выбор марки и вида мастики зависит от ее назначе­ния, уклона крыши и температуры наружного воздуха.

Основные показатели горячей кровельной мастики — теплостойкость, гибкость и клеящая способность.

В подобранное вяжущее вводят наполнитель. Затем мастику проверяют на теплостойкость, гибкость и клея­щую способность. Если мастика окажется с недостаточ­ной теплостойкостью, то повышают в ее составе процент­ное содержание наполнителя.

Если в результате проверки мастики ее теплостой­кость все же будет недостаточной, то берут вяжущее вещество с температурой размягчения, равной требуемой теплостойкости, и вводят в него минимально необходи­мую порцию наполнителя. После этого мастику прове­ряют по указанным выше трем показателям.

В том случае, когда приготовленная мастика оказа­лась с требуемой теплостойкостью чрезмерно густой или с плохой клеящей способностью, то в нее вводят мягкий битум,    отчего    температура    размягчения    снижается. Выбор типа варочного котла зависит от объема ра­бот,   способа   подачи   мастики   на   крышу,   а   также   от технических возможностей использования котла той или иной конструкции.

При небольшом объ­еме работ мастику при­готовляют в передвиж­ном котле вместимо­стью 0,4 м3, а при рас­ходе в одну смену бо­лее 1,5 т ее готовят в котлах Союзспецстроя вместимостью 1,8 м3 (рис. 3). Этот тип кот­ла отличается тем, что благодаря непрерывно­му перемешиванию сме­си мастика получает­ся высокого качест­ва. Продолжительность варки битума в этом котле 60—70 мин. Топ­ливо (дрова или уголь) сжигается в топке 10 с колосниковой решет­кой 15,

Image

Рис. 3. Передвижной битумоварочный котел конструкции Союзспец­строя: 1 — салазочная рама. 2 —сливной кран, 3 — рукоятка, 4 — коробка передачи. 6 — вал, 6 — сетчатый цилиндр сливно­го крана, 7 — крышка, 8 — лопасть ме­шалки, 9 —дымовая труба, 10 — топка, 11 — опорная стойка, 12 — наружная об­шивка, 13 –  газовые трубки, 14 – вну­тренняя емкость, 15 — колосниковая ре­шетка

Для варки мастики применяют также стан­дартный асфальтоварочный котел вместимостью 0,6 м3 с обогревом любым видом топлива. На рис. 4 показан такой котел с обогревом жидким топливом.

Загруженный в котел битум расплавляют и обезво­живают до прекращения вспенивания. Затем при тем­пературе 180° С в вяжущее вещество постепенно при не­прерывном перемешивании добавляют сухой наполни­тель, пропущенный через сито с ячейками 4X4 мм и по­догретый до 110° С; наполнитель сушат в жаровнях. Одновременно с наполнителем вводят антисептик (кремнефтористый или фтористый натрий) в количестве 3— 5% от массы битумного вяжущего вещества.

Рабочие, загружающие антисептик в котел, должны пользоваться респираторами и рукавицами.

Если сплав  вяжущего вещества  готовят без  наполнителя, то его в соответствующем объеме вводят в транспортные термосы или закладывают непосредствен­но в расходные бачки (на делянках).

Если при загрузке наполнителя начнется усиленное вспенивание, то ее приостанавливают до понижения уров­ня кипящего сплава, после чего загрузку возобновляет. После загрузки последней порции наполнителя мастику варят до получения однородной массы и оседания пены.

Image

Рис. 4. Асфальтоварочный котел: 1 — бак с топливом,   2 — трубопровод  жидкого топлива.  3 — трубопровод  сжа­того  воздуха,   4 — вентиль,  5 — гибкое   соединение   грубы,   6 — котел,   7 — фор­сунка

При изготовлении вяжущего вещества из смеси биту­мов и дозирования их по массе необходимо вначале за­гружать в котел и обезвоживать легкоплавкий битум и затем постепенно отдельными кусками размером 80— 100 мм тугоплавкий битум, доводя температуру сплава до 180° С.

При объемном дозировании битумов сплав приготов­ляют в трех котлах: в одном обезвоживают и расплав­ляют тугоплавкий битум, во втором — легкоплавкий, а в третьем смешивают оба битума, и нагревают сплав до температуры 180°С. Дозируют битум в этом случае мер­ным черпаком с учетом объемной массы битума, равной единице.

В процессе плавления битума его необходимо перио­дически перемешивать ручной мешалкой и снимать плавающие на поверхности посторонние включения металлической сеткой.

Битум загружают в котел не более чем на 3/4 его объема во избежание выплескивания при вспенивании, так как при этом может загореться содержимое котла«

После полного обезвоживания и нагрева битума или сплава битумов их переливают из котла в термосы, куда добавляют подогретый наполнитель.

На рис. 5 показано примерное расположение обору­дования на рабочей площадке для варки битума (мас­тики).

Рабочее место для установки варочных котлов на строительной площадке организуют под навесом на от­крытом воздухе. По противопожарным требованиям и для удобства работ расстояние между варочными котла­ми и фронтом работ должно быть не менее 50 и не бо­лее 100 м. Котлы устанавливают на предварительно спланированной и утрамбованной площадке с некото­рым наклоном от топки.

Мастиковарочпый завод представляет собой промыш­ленное предприятие. В комплекс технологического обо­рудования завода входят приемные и распределительные устройства для создания запасов исходных компонентов (вяжущих веществ, наполнителей, антисептиков, доба­вок), дозировочные, варочно-смесительныс блоки и уст­ройства для выдачи готовых мастик, а также внутренний и внешний транспорт.

Из передвижных битумоплавильных котлов наиболее распространены установки УБ, котлы Д-387Б, Д-33, БК-4, из стационарных битумоплавилъиых агрегатов — автоматизированная установка с электроразогревом МЭРБ-500, установка с электроразогревом треста Доноргтехстрой Минтяжстроя УССР.

Image

Рис. 5. План рабочего места для варки мастики: 1 — топливо. 2 — бочка с водой, 3 — песчаная отмостка, 4 — котел для сплава вяжущих веществ, 5 — ящик с песком и огнетушитель, 6 — котел для менее тугоплавкого вяжущего вещества. 7 — ящик для вяжущего вещества, 8 — ящик для пылевидного наполнителя, 9 – ящик для волокнистого наполнителя, 10 – котел для тугоплавкого вяжущего вещества

Варочно-смесительные блоки работают по цикличе­скому режиму, где отдельные технологические операции (дозировка, смешивание, варка, выдача) сменяют друг друга во времени. В соответствии с графиком готовую мастику развозят автогудронаторами по строительным площадкам.

 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Републикация эксклюзивных материалов и новостей допускается только со ссылкой на Novostrojka.ru.
В остальных случаях указывайте первоисточник.
© 2024 Новостройка.Ру