Здания (или их конструктивные элементы) относятся к крупногабаритным грузам в случае, если в транспортном положении (вместе со средствами перевозки) превышают один из следующих параметров: по высоте (от поверхности дороги) 4 м; по ширине 2,5 м и по длине 20 м для автопоезда с одним прицепом (полуприцепом) и 24 м с двумя и более прицепами или в случае, когда груз выступает сзади за габарит транспортного средства более чем на 2 м.
При этом здания относятся к тяжеловесным грузам, если их общий вес приводит к превышению одного из следующих параметров:
- по осевым нагрузкам (нагрузка на дорогу, передаваемая колесами одной, наиболее нагруженной оси);
- по общему фактическому весу;
- по общему фактическому весу при движении но мостам, эстакадам и путепроводам.
Транспортирование зданий (конструктивных элементов), приравненных по параметрам к грузам общего назначения, осуществляется в соответствии с «Правилами дорожного движения», «Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», а для всех других зданий (блок-контейнеров и др.) согласно требованиям инструкции.
Выбор всех автотранспортных средств для перевозки зданий или комплекта их элементов (рис. IV.З), разработка схем их размещения и крепления осуществляются организацией-разработчиком на стадии составления инструкции по эксплуатации.
Перевозка крупногабаритных или тяжеловесных зданий (или их конструктивных элементов) производится по специальному разрешению Госавтоинспекции (ГАИ), которое выдается, как правило, на одну поездку и по предварительно согласованному маршруту движения. Разрешения на транспортирование таких зданий (их конструктивных элементов), изготовляемых по одному проекту, по установившемуся маршруту могут выдаваться на партию зданий или на определенный срок, установленный ГАИ. При необходимости ГАИ указывает перечень дополнительных организаций, с которыми должен быть согласован маршрут движения автотранспортных средств. Перевозка этих зданий в населенных пунктах разрешается, как правило, в часы наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов — только в светлое время суток.
Рис. V.3. Автотранспортные средства для перевозки зданий, сооружений и комплектов их элементов
а — подкатные тележки (шасси); 1 — рама тележки; 2 —то же, задняя неповоротная; 3 — выдвижные опоры для установки блок-контейнера; 4 - передняя поворотная тележка; 5 — дышло; 6 — рессоры; 7 — пневмошины;
б - низкорамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗЛП-9399 для блок-контейнеров с большой общей массой: 1 — рама; 2 —грузовая платформа; 3 — подвеска; 4 — пневмошины; 5 — опорное устройство:
в—саморазгружающийся универсальный полуприцеп УП31С-1210: 1 — гидравлический поворотный консольный кран; 2 — грузовая платформа; 3—пневмошины; 4 - запасное колесо; 5 — рама; 6 — опорное устройство;
г — полуприцеп УПЭ-0806: 1 — рама; 2 — грузовая платформа; 3 — опорное устройство; 4 — тягач; 5 — блок-контейнер; 6 — погрузочно-разгрузочное устройство кранового типа с двумя телескопическими стрелами и траверсой грузоподъемностью 10 т; 7—пневмошины
При перевозке в условиях города зданий (или их конструктивных элементов), имеющих высоту над поверхностью проезжей части (включая транспортные средства) более 4,5 м, маршрут движения автотранспортных средств обязательно согласовывается со службами городского электротранспорта, электросети и другими организациями по указанию соответствующего управления (отдела) горисполкома.
Допускаемая скорость движения транспортного средства устанавливается в зависимости от габаритов, массы, особенностей перевозимых зданий и конкретных дорожных условий и определяется ГАИ при выдаче разрешения на перевозку. Максимальное значение допустимой скорости перевозки не должно превышать 50 км/ч.
Необходимость и вид сопровождения транспортируемых крупногабаритных зданий (или их конструктивных элементов) определяются ГАИ при выдаче разрешения на перевозку.
Сопровождение может осуществляться:
- автомобилем прикрытия во всех случаях, когда ширина здания (или их конструктивных элементов) вместе с транспортным средством превышает 3,5 м или длина более 24 м, а также при движении транспортного средства со сверхнормативной нагрузкой;
- патрульным автомобилем ГАИ при ширине зданий (конструктивных элементов) или транспортного средства свыше 4,0 м или длине автопоезда более 30 м или если транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения, или в случае, когда возникает необходимость проведения дополнительных мероприятий по регулированию движения с целью обозначения безопасности проезда.
Транспортные средства, осуществляющие перевозку крупногабаритных и тяжеловесных зданий (или их конструктивных элементов), оснащаются сигнальными фонарями, щитами и флажками согласно требованиям «Правил дорожного движения».
Блок-контейнер или бытовка (или их конструктивные элементы) должны быть надежно закреплены на транспортном средстве от возможных смещений а любых направлениях в процессе перевозки. Необходимые для перевозки груза приспособления и материалы (стойки, прокладки, подкладки, щитовые ограждения и т. п.) поставляются грузоотправителем.