Способ устранения
Перекройте поступление поды к той боковине, у которой возможна канавка в седле. Несколько вывинтив маховик, выкручивайте вентильную головку. Канавку в седле можно определить несколькими способами. Самый простой — ногтем мизинца. Но если канавка глубиной около 0,1 мм, то таким путем ее отыскать нельзя. При хорошем рассеянном освещении канавка на седле видна. Для фокусировки освещения можно использовать зеркало. Для перепроверки наличия канавки используйте отвертку. Просуньте ее так, чтобы она расположилась по радиусу отверстия для входа воды. Проведите лопаткой отвертки по седлу. Канавка сразу очутится. Если глубина канавки не более 0,3 мм, то есть временный выход. Лопаткой отвертки соскребите острые края канавки (рис. 55а). В клапан вставьте прокладку из нетвердой резины толщиной в 4—6 мм. Вкрутите вентильную головку в боковину. Откройте вентиль и при пользовании более туго заворачивайте маховик.
Рис. 55. Методы устранения радиальной канавки в седле боковины смесителя пробкового типа или на седле корпуса другого типа: 1 — фреза; 2 — барашек; 3 — поперечила; 4 — 6олт
Как же возвратить седло к тому состоянию, когда достаточно было легкого оборота маховика, чтобы вода перестала поступать? Для этого необходимо придать седлу первоначальную форму непрерывного кольцевого валика. Методы изложены в порядке увеличения сложности и трудоемкости.
1. Замена боковины. Ее снимают со старого оставленного про запас смесителя,
2. Если нет боковины с целым седлом, строгайте вершину седла до тех пор, пока не будет уничтожена канавка и вместо округлой вершины седла не останется плоское кольцо. Иногда канавка слишком глубока и приходится сострагивать седло полностью. Прокладка в клапане тогда вместо кольцевого выступа будет упираться в плоскость с отверстием посредине.
Строгать удобнее всего концевой фрезой 1 диаметром 16 мм (рис. 55б). Ее можно купить в магазинах «Инструмент». Используйте торцовую масть фрезы, а боковые острые кромки обмотайте тканью или изолентой, чтобы они не повредили резьбы на боковине.
В хвостовике торцовой фрезы есть резьбовое отверстие. Им следует воспользоваться для оснащения фрезы рукояткой. Рукоятку можно изготовить из болта с резьбой, соответствующей той, которая и хвостовике фрезы. К головке болта 4 проще всего приварить поперечину 3, но она будет слишком давить на ладонь. Гораздо удобней округлая шайба с выпуклостью и рифлениями под вашу ладонь. Такую шайбу или найдите, или специально выточите па токарном станке. При наличии токарного станка вместо болта выточите стержень, на концах которого нарежьте резьбу: одну — соответствующую резьбе хвостовика фрезы, вторую резьбе, которую нарежете в шайбе. Наверните шайбу на стержень, и достаточно. Резьба стержня не должна выступать из шайбы, гайка не нужна, строгание седла производится по часовой стрелке, в результате чего шайба все время как бы накручивается на стержень. Чтобы шайба не болталась, можно сделать более полную резьбу и расклепать конец стержня.
Идеальное решение — найдите готовую рукоятку. Пригоден барашек от стиральной машины с ручным отжимом белья (этот барашек регулирует расстояние между валиками; временно его всегда можно вывинтить).
Для ремонта седла перекройте воду вентилем, выкрутите головку и вместо нее вставьте фрезу. Нажимая на фрезу и вращая ее по часовой стрелке, зубчиками на ее торце почти равномерно соскребаем с вершины седла слой, находящийся выше канавки. Продолжаем это до тех пор, пока канавка не исчезнет.
3. Если глубина канавки 1 мм не более, то для ее уничтожения можно воспользоваться электродрелью и специальным сверлом (рис. 56Г). Такое сверло не продают в магазинах. Его вытачивают на токарном станке с последующей обработкой вручную и закалкой. Латунь, из которой изготовлена боковина, — совсем не мягкий материал, и поэтому чем большей твердостью будут обладать кромки сверла, тем быстрее выведете канавку в седле. Для изготовления специального сверла необходимо использовать быстрорежущую сталь. Из нее можно изготовить лишь рабочую часть сверла, а хвостовики направляющую часть — из любой стали.
Рис. 56. Ремонт деталей смесителя: а. б, в — изливав: 1 – уплотнение; 2 - развальцованный конец трубки; 3 — накидная гайка; 4 — резиновая прокладка; 5 - стопорный винт; 6 — шайба латунная; 7 — латунное кольцо; 8 — трубка; 9 — втулка; 10 — штифт, г - спецсверло; д — боковина: 5 - корпус вентильной головки; 6 — фреза; 7 — ремонтная втулка
Особые меры предосторожности необходимы при пользовании электродрелью для обработки седла без отсоединения смесителя от труб. Дрель должна быть с двойной изоляцией, руки — в специальных резиновых перчатках, стоять нужно на резиновом сухом коврике или доске и т.д. Канавку в седле боковины смесителя надо удалять в следующем порядке: вставить сверло направляющей мастью в отверстие седла, хвостовик сверла закрепить в патроне электродрели, включить ток. Важно направляющую часть сверла ввести в отверстие до включения дрели.
4. Можно самостоятельно изготовить фрезу на базе корпуса 5 (рис. 56А) вентильной головки. Из него выворачивают шток и вместо него вставляют безрезьбовой хвостовик фрезы 6. При возможности лучше внутреннюю резьбу корпуса сточить, чтобы хвостовик фрезы центрировался по стенке отверстия.
Для фрезерования седла выворачивают вентильную головку и на ее место ввинчивают корпус с фрезой. Для вращения фрезы на хвостовик надевают маховик. Фрезу можно закрепить в патроне электродрели, что при правильной заточке фрезы ускорит обработку седла.
Следует учесть, что при отсутствии канавки и равномерном заострении вершины седла по всему кольцу, вместо скругления в радиальном сечении получается почти острый угол. Причиной такой неисправности являются многолетние периодические струи воды, проходящие через кран. Опустите лопатку отвертки па вершину седла и расположите ее по радиусу отверстия в седле. Теперь круговыми движениями соскребите заострение с вершины седла. Чем больше затупите вершину, тем дольше будет служить прокладка в клапане.
5. Следующий метод заключается в создании нового седла над старым, имеющим канавку, путем запрессовки втулки 7. Пластмассовую втулку покупают в магазине, а металлическую вытачивают из латуни на токарном станке. Размеры удлиненной цилиндрической части втулки должны быть такими, чтобы толщина стенки была равна 1—1,5 мм, так как отверстие диаметром Д-6...9 мм, в которое надо запрессовать втулку, слишком мало. Высота буртика втулки 1,5—2,5 мм. Причем чем больше эта высота, тем дольше можно использовать вентильные головки со штоками, у которых первые нитки резьбы стерлись. Большая высота буртика позволяет эксплуатировать здоровые участки резьбы с портальной прокладкой в клапане.