Основным конструктивным элементом фильтра (рис. III.24) является полый барабан с прикрепленными к его поверхности сетчатыми фильтрующими элементами. Обрабатываемая вода поступает через входной патрубок внутрь барабана и, проходя через сетки, оставляет на них часть загрязнений. Осветленная вода собирается в камере, в которой расположен барабан, и направляется далее на соответствующие сооружения. Верхняя часть барабана (примерно 1/3III.2). диаметра) находится над водой. Над барабаном расположена труба с соплами для подачи промывной воды. Вращение и промывка .микрофильтра производятся непрерывно, а барабанной сетки — периодически, по мере ее засорения. Промывная вода собирается в бункера, расположенные внутри барабана и соединенные с трубой, отводящей промывную воду. Эффект очистки и гидравлические характеристики сетчатых фильтров зависят от размера ячеек рабочей сетки, скорости фильтрования, условий промывки, а для микрофильтров, кроме того, — и от скорости вращения сетки (табл.
Рис. III.24. Схема сетчатого барабанного фильтра: 1 —электродвигатель; 2— редуктор червячный; 3 — промывное устройство; 4 — подача промывной воды; 5 — вращающийся барабан; 6 — бункер для сбора промывной воды; 7 — ось барабана; 5 — выпуск промывной воды; 9 — камера фильтра; 10 — камера для сбора фильтрата
Таблица III.2. Эффективность работы сетчатых барабанных фильтров при доочистке городских сточных вод
Фильтрование биологически очищенных сточных вод через зернистые фильтры обеспечивает снижение содержания взвешенных веществ путем изъятия частиц активного ила и накопления их в фильтрующей загрузке.
Обычно используют открытые (безнапорные) скорые фильтры с нисходящим (сверху вниз) потоком очищенной воды. Фильтр состоит из корпуса, фильтрующего слоя, дренажной системы, системы подачи на фильтр очищаемой воды и отвода промывной воды. Дренажная система служит также для распределения промывной воды по площади фильтра (рис. III.25).
Интенсивность процесса фильтрования характеризуется скоростью фильтрования, м/ч, которая представляет собой отношение расхода фильтруемой воды, м3/ч, к площади фильтрующего слоя, м2.
Фильтрование воды через фильтрующий слой происходит под действием разности давлений на входе в фильтр и на выходе из него. Разность давления для открытого фильтра равна разности отметок поверхности воды в фильтре и пьезометрического напора в трубе, отводящей фильтрат.
Рис. III.25. Открытый скорый фильтр с направлением потока сверху вниз
Разность давлений воды до и после фильтрующего слоя называется лотерей напора в фильтрующем слое. Потеря напора в начальный момент работы фильтра равна потере напора при фильтровании чистой воды, не содержащей взвешенных веществ, через чистый фильтрующий слон. Начальная потеря напора в фильтрующем слое зависит от скорости фильтрования воды, ее вязкости, размера и формы пор фильтрующего слоя, его толщины. Промывка фильтра производится примерно 1 раз в сутки водой или водовоздушной смесью при достижении определенной потери напора в фильтре в результате заиливания (или уменьшения скорости фильтрования).
Наибольшее распространение получили двухслойные антрацито-песчаные фильтры, верхний слой которых выполнен из антрацитовой крошки. Конструкция двухслойного фильтра аналогична конструкции обычного скорого фильтра. Крупность зерен нижнего песчаного слон принимается 0,7—1,6 мм при высоте слоя 600—700 мм, крупность антрацита 1,2—2 мм при высоте слоя 400—500 мм, скорость фильтровании 8—10 м/ч. Для антрацито-песчаных фильтров применяется только водяная промывка (без воздуха), при этом требуется предварительное взрыхление верхнего слоя загрузки с помощью специальной промывной системы.
Разновидностью двухслойных фильтров является каркаско-засыпной фильтр (КЗФ) (рис.III.26) конструкции Б. А. Митина. Загрузка КЗФ выполняется в виде так называемого каркаса из крупного гравия или щебня и засыпки из мелкозернистого материала, который заполняет часть пространства каркаса. Диаметр зерен каркаса и засыпки, а также их объемы подбирают таким образом, чтобы зерна засыпки свободно проникали в межзерновые каналы каркаса и под действием силы тяжести опускались в нижние слои каркаса, оставляя в его верхней части пространство, свободное от засыпки.
Рис. III.26. Каркасно-засыпной фильтр
Основным достоинством КЗФ является новый принцип регенерации загрузки, когда мелкозернистая засыпка взвешивается и перемешивается в порах каркаса, зерна которого остаются неподвижными. При этом происходят эффективная отмывка самой засыпки и очистка поверхности зерен каркаса.