Раньше в качестве связующего применяли яичный белок, животный (столярный) или казеиновый клей, а в настоящее время отдают предпочтение синтетическому как более дешевому и стойкому против плесени. Если вы не смогли достать этот клей, но имеете столярный, то в приведенном рецепте можно вместо синтетического взять 60 г плиточного клея (или в гранулах). Предварительно его замачивают на 10-12 час холодной водой и затем варят на водяной бане при помешивании. Полученный расплав консистенции жидкой сметаны вливают тонкой струей в раствор мела и пигментов.
Если в тот же состав вместо пигмента ввести 30-40 г синьки ультрамариновой, а количество мела увеличить до 2-2,5 кг, то получим клеевую побелку для потолков.
По незагрунтованной штукатурке клеевые краски ложатся плохо, да и красочный слой получается недостаточно прочным и однородным. Поэтому грунтовка необходима. Ее рецепт: квасцы алюмокалевые (или медный купорос) 0,5-0,6 кг, хозяйственное мыло (40%) 0,6 кг, плиточный клей 0,5 кг, олифа 100-150 г, мел 2,5-6 кг, вода 25 литров. В горячий 10%-ный клей вводят мыльную стружку и олифу, а после остывания - купорос или квасцы и затем мел. Раствор все время перемешивают. Для первого слоя грунтовки берут 2,5 кг мела, а для второго - 6. кг. Есть еще один простой (но более дорогой) состав. Его применяют в основном для грунтовки деревянных поверхностей. В этом случае бывает достаточно нанести только один спой. Вот его рецепт: плиточный клей 1 кг, щелочь (бура, сода кальцинированная) 0,4-0,5 кг, олифа 2,5 кг, вода 25 литров. В 10%-ный раствор клея вливают щелочь и после этого при непрерывном помешивании тонкой струей вводят олифу.
В последние годы клеевые и известковые составы все больше уступают место водоэмульсионной краске, обладающей определенными преимуществами перед старыми материалами. Правда, «эмульсионка» обходится дороже, но зато, во-первых, ее не надо готовить (она продается в готовом виде), а во-вторых, эта краска менее «капризна» и дает более прочный красочный слой.
Под нее не требуется грунтовка поверхности, и больше того - она сама служит очень неплохим грунтом под масляную и алкидную покраску (о них речь впереди).
Пока эмульсионка выпускается только белой, но получить какой-либо другой цвет с ней гораздо проще, чем с клеевыми составами, достаточно лишь добавить необходимый пигмент в порошке (причем любой, а не только щелочестойкий), предварительно растерев его с водой. Если такого пигмента нет - не беда. Его можно заменить гуашью или темперой - выбор цветового тона здесь практически неограничен.
Высохший красочный слой водоэмульсионной краски имеет приятную матовую поверхность, очень хорошо действующую на зрение,- глаза от нее не утомляются, и потому она чудесно подходит для отделки жилых комнат. Кроме того, эмульсионное покрытие выдерживает довольно большую влажность (санузлы, ванные комнаты) и в то же время хорошо пропускает воздух, «дышит», а это весьма важно для здорового микроклимата. Таков диапазон ценных свойств эмульсионки.
Согласитесь, достоинств у этой краски немало, и было бы совершенно неразумно пройти мимо них. А посему мы настоятельно советуем использовать этот универсальный отделочный материал как можно шире. Уверены - вы не пожалеете.
Другой тип красок - неводные составы. Из них чаще всего применяют масляные, алкидные и нитрокраски, эмали и лаки. Ими окрашивают металлические и деревянные поверхности. Оштукатуренные и бетонные стены также можно красить, но тут требуется предварительная подготовка поверхности под окраску, причем весьма основательная. Самые необходимые для этого операции - зачистка, шлифовка, шпаклевание и грунтовка. Некоторые из них приходится делать по два раза. Вообще лучше пользоваться готовыми составами, но если их нет, то на всякий случай приведем рецепт шпаклевки для масляных и алкидных красок: мел 4 кг, раствор животного (столярного) клея (15%) 1,5кг, олифа 0,5кг. Грунтовка- это краска, разбавленная наполовину олифой, но иногда в дело идет чистая олифа, тогда операция называется «проолифливание».
Масляные и алкидные краски и эмали дают очень прочную пленку с умеренным или сильным блеском. Их используют, когда надо защитить поверхность от влаги или грязи (кухня, прихожая, санузел), поскольку в этом случае за ними легко ухаживать (они хорошо моются). В жилых комнатах их лучше не применять. Исключение составляют, пожалуй, окна, двери и другие столярные изделия. Для полов берут только специальные краски (они так и называются «Для окраски полов») - их красочный слой хорошо выдерживает истирающие нагрузки.
Нитрокраски, эмали и лаки - одни из самых дорогих материалов, и оттого их применяют только для качественной окраски мелких декоративных деталей, сделанных из дерева или металла. Они также дают твердое и блестящее тонкослойное покрытие и хорошо поддаются влажной уборке. Разбавляют их ацетоном или специальными растворителями. Это один из немногих видов краски, имеющий достаточно богатую цветовую палитру (десятки цветов) и пользующийся большой популярностью у любителей технического творчества,- ими окрашивают модели, игрушки, различные поделки и т. п.
Раз уж мы заговорили о цвете, то скажем два слова о принципах его выбора для отделки комнат.
Цветовую гамму отделки выбирают в зависимости от назначения и размеров комнаты, от ее ориентации и, разумеется, от вашего вкуса. Рекомендуется стены комнат, выходящих окнами на север, окрашивать в теплые, «солнечные» тона - кремовый, светло-желтый, желто-зеленый, а в комнатах с южной ориентацией предпочтительнее холодный или нейтральный цвет - светло-серый, серо-голубой, светло-зеленый. Для отделки стен детской комнаты лучше использовать более яркие и насыщенные тона - голубой, зеленый, желтый или светло-красный - дети любят чистые цвета спектра. Коридоры и прихожие также можно окрашивать ярче, чем жилые комнаты, поскольку здесь, как правило, отсутствует естественное освещение. В любом случае старайтесь избегать темных, мрачных тонов - темно-коричневых, синих и фиолетовых, не говоря уже о темно-сером или черном,- они уменьшают освещенность и угнетающе действуют на настроение.
Вообще цветовая палитра внутренней отделки должна быть сдержанной, спокойной - чистый цвет здесь используется в очень редких случаях и весьма ограниченно, локально. Для того чтобы «приглушить» яркость красок, их почти всегда смешивают с белилами, а в некоторых случаях даже добавляют немного разведенной черной (серой) краски. От такой добавки цвет становится «благороднее» и оказывает успокаивающее действие на человека.
Небольшие комнаты лучше окрашивать светлыми колерами предпочтительно холодной гаммы - они зрительно увеличивают пространство, «раздвигают» стены, которые как бы «отступают». Просторные помещения (залы) можно красить в более темный цвет желательно теплых оттенков - они, наоборот, «приближают» стены, создают ощущение меньшего объема, чем в действительности. Для садового домика и на даче выбор цвета отделки может быть еще свободнее. Тут вполне допустимо окрашивать помещения яркими, «веселыми» красками и можно позволить себе даже некоторую пестроту, придающую им карнавальный характер, уместный именно здесь, в доме для отдыха.
Верх окрашенной стены завершают простой филенкой (узкой полоской темного цвета) или бордюром (карнизом) с каким-либо орнаментом. Его делают, отступив 5-1 5 см от потолка, в зависимости от высоты помещения. Сам бордюр (шириной 10-20 см) составляют из геометрических узоров или используют мотивы растительного характера (цветы, листья). Для выполнения бордюра в натуре (т. е. на стене) необходимо сделать трафарет. Его аккуратно вырезают из плотной бумаги или тонкого картона с помощью очень острого инструмента (скальпель, лезвие). Такой трафарет можно употребить в дело для масляных, алкидных или нитрокрасок. Если же вы будете работать клеевой либо эмульсионной краской, трафарет надо сначала промазать олифой с обеих сторон и затем хорошо высушить - после такой обработки он не будет разбухать от воды.
Несколько трафаретов, составленных из геометрических узоров, показаны на рисунках 102-104. Перед тем как приступить к работе, советуем потренироваться на какой-нибудь поверхности (кусок фанеры, доска, оргалит), чтобы «набить руку» в этом деле. Самое главное здесь - добиться четкой, резкой границы узоров, без подтеков. Краску наносят щеткой или кистью с короткой щетиной, а еще лучше поролоновым или ватно-матерчатым тампоном либо мелкопористой губкой. На тампон кистью наносят немного краски (она должна быть достаточно густой) и первые 2-3 удара делают по небольшому вспомогательному куску картона (подобие палитры) и лишь затем- по трафарету, плотно прижимая его к поверхности. Цвет бордюра берут тот же, что и стены, но тоном значительно темнее (неразбавленный колер).
Камай В.И. Дом который построишь сам:- М.Центр "ПРО", 1991г.