Сборные конструкции доставляют на строительный объект различными видами транспорта. Для перевозки тяжелых металлических и железобетонных конструкций используют железнодорожный транспорт, а для сборных типовых железобетонных конструкций массового применения - автомобильный. При соответствующем взаиморасположении строительной площадки и завода-изготовителя удобным и экономичным может быть водный транспорт. В последние годы для доставки конструкций на объекты, удаленные от транспортных магистралей, стали применять вертолеты.
Сборные железобетонные конструкции перевозят в положении, близком к проектному: плиты перекрытий и покрытий, лестничные марши и площадки - в горизонтальном; стеновые панели, высокие тонкостенные балки и фермы - вертикальном или слегка наклонном. При перевозке конструкции нередко закрепляют, между элементами помещают прокладки и подкладки.
На приобъектных складах элементы разгружают на заранее предусмотренные площадки или в зоны складирования. Места складирования элементов сборных конструкций не должны располагаться в рабочей зоне монтажного крана и не должны приближаться к дороге ближе, чем на 1 м. Площадки для хранения элементов сборных конструкций должны быть спланированы с уклоном от дорог. Элементы сборных конструкций на складских площадках следует размещать так, чтобы наиболее тяжелые из них, располагались ближе к путям кранов, обеспечивая беспрепятственные захват, строповку и подъем каждого элемента. Между штабелями строительных конструкций должны быть предусмотрены свободные проходы для стропальщика. Элементы в штабеле должны лежать так, чтобы их маркировка была хорошо видна.
В том случае, когда большие размеры и масса элемента конструкции не позволяют доставлять его на объект в готовом виде, он доставляется по частям. На стройплощадке производится укрупнительная сборка таких элементов конструкций. Она производится на специальных стендах, расположенных в зоне действия крана. Укрупнительная сборка значительно сокращает трудоемкость за счет исключения ряда вспомогательных работ (устройство подмостей, лесов), сокращает продолжительность работ и их стоимость, обеспечивает точность сборочных работ.
Производительность и безопасность труда на монтажных работах в большой степени зависят от правильного выбора захватных приспособлений. Для крепления конструкций к крюку подъемного крана применяются стропы из стального каната или специальные захваты.
Строповкой называются работы по закреплению конструкций к крюку крана для подъема; расстроповкой - работы по освобождению конструкций от крюка. Стропы к конструкциям крепят за монтажные петли или проушины, а если их нет, то стропы увязывают вокруг конструкции или применяют специальные захваты. Строповку конструкций осуществляют в строгом соответствии с указаниями технологической карты проекта производства монтажных работ. В такой карте показаны места строповки, расположение центра тяжести элемента, способ захвата, конструкция стропа и его основные размеры, а также диаметр стропа, определенный на основании расчета. После того, как конструкция застропована, ее поднимают и подают к месту монтажа.
Конструкции, имеющие значительную площадь опоры и низко расположенный центр тяжести (стеновые блоки, плиты перекрытий и покрытий), не требуют на месте установки временных креплений, их устанавливают или укладывают в проектное положение. Неустойчивые конструкции, имеющие малую площадь опоры, еще до выверки требуют временного крепления. Только после того, как окончено временное крепление элементов, разрешается снимать с них грузозахватные приспособления,
Временное крепление колонн высотой до 12 м можно производить металлическими клиньями, которые вставляют между плоскостью колонны и стенкой стакана фундамента или расчалками. Если колонны высокие и тяжелые, то их временное крепление, совмещение осевых рисок с осями здания и придание колонне вертикального положения осуществляется металлическими кондукторами, оснащенными регулировочными винтами. Регулировочные винты позволяют слегка сдвигать колонну и наклонять в любую сторону для придания ей вертикального положения. Для обеспечения устойчивости кондуктора его крепят болтами к оголовку нижней колонны или фундамента (рис. 177).
Балки и фермы покрытия промышленных зданий временно крепят инвентарными распорками или специальными кондукторами, конструкция которых позволяет производить рихтовку и выведение на вертикаль монтируемых элементов.
Рис. 177. Кондуктор для колонн 1 - рама; 2 - регулировочные винты; 3 - блок-фиксатор; 4 - тяги для выверки; 5 - хомут; 6 - фундамент
Стеновые панели во время установки и выверки временно раскрепляют с помощью струбцин с подкосами или распорками.
После установки временного закрепления и выверки конструкций производят заделку их стыков.
Заделка стыков несущих железобетонных конструкций состоит из сварки закладных деталей и выпусков арматуры, антикоррозийной защиты закладных деталей, замоноличивания стыков бетоном или раствором. При заделке стыков ограждающих конструкций добавляется еще операция герметизации стыков.
Антикоррозийную защиту закладных деталей осуществляют окраской зачищенных и обезжиренных поверхностей перхлорвиниловыми и эпоксидными лаками или металлизацией, т. е. нанесением на поверхность закладных деталей тонкого слоя цинкового порошка газопламенным способом.
Замоноличивание стыков бетоном или раствором в зависимости от их конструкции выполняют нагнетанием раствора под давлением, заполнением бетоном при раздельном способе бетонирования, заполнением стыка послойным набрызгом раствора, способом восходящего потока. Класс бетона или марка раствора должны быть указаны в проекте. При отсутствии таких указаний бетон для стыков, воспринимающих расчетные усилия, должен иметь класс не ниже класса бетона конструкций.
Ю. М. Соловей Основы строительного дела. - М.: Стройиздат, 1989г. - 429с.