В качестве разбавителя холодных мастик применяют жидкие органические вещества.
Разбавители подразделяются на летучие и нелетучие.
Летучие разбавители: легкие — авиационный, экстракционный автомобильный бензины, бензин-растворитель; средние — тракторный лигроин, бензин-растворитель, уайт-спирит; тяжелые — тракторный и осветительный керосины.
Нелетучие разбавители: нефтяные масла — машинное, трансформаторное, цилиндровое, смазочное, соляровое и др., жидкие нефтяные битумы, масляный гудрон, мазут.
Холодные мастики при температуре 18±2°С должны быть подвижными и однородными.
Наиболее распространены битумные холодные мастики. Они представляют собой смесь тугоплавкого вяжущего вещества — битума марки БНК-90/40, извести-пушонки, асбеста 6-го или 7-го сорта и солярового масла.
Для производства холодной мастики применяют известь-пушонку влажностью до 3% и асбест, свободно проходящий через сито с размером ячейки 2—3 мм, влажностью до 5%.
Растворителем при производстве холодных битумных мастик служит соляровое масло плотностью не более 0,88. Мастики, приготовленные на более тяжелом соляровом масле, в зимний период загустевают, в результате чего снижается скорость нарастания прочности.
Применение холодных битумных мастик основано на свойстве солярового масла растворять битум и диффундировать, т. е. просачиваться в рулонный материал. Поэтому холодные мастики хорошо склеивают битумные рулонные материалы между собой и приклеивают их к огрунтованным основаниям.
Соотношение составляющих компонентов для получения кровельных холодных битумных мастик подбирают в лаборатории.
При приготовлении холодной битумной мастики в условиях строительной площадки в варочный котел загружают определенное количество битума, раздробленного на мелкие куски. В этом первом котле битум расплавляют и обезвоживают путем нагревания до температуры 105—110° С. Одновременно в другом котле перемешивают соответствующие количества сухого наполнителя (асбеста и извести) и солярового масла. После полного расплавления битума и подогрева его до 160—180° С в варочный котел небольшими порциями при непрерывном перемешивании вводят подготовленную смесь остальных компонентов из другого котла. Чтобы предупредить чрезмерное вспенивание и переливание расплавленного битума через борт, первый котел не следует загружать более чем на 2/3 объема. Компоненты в котле перемешивают до прекращения вспенивания и получения однородной массы.
Пригодность холодных битумных мастик к употреблению контролируют в заводской или построечной лаборатории. Холодная битумная мастика должна отвечать требованиям теплостойкости, гибкости, склеивающей способности, однородности и другим показателям, предъявляемым к горячим битумным мастикам марок МБКТ-65 и МБК-Г-75. Для испытания холодных битумных мастик применяют рубероид РМ при температуре 18±2°С не ранее чем через 24 ч после склеивания образцов.
Наряду с положительными качествами холодные битумные мастики имеют и недостатки, к которым относится необходимость многократной прикатки в течение 3—5 дней после устройства рулонного ковра для устранения отдельных вздутий на его поверхности.
Холодные битумные мастики хранят в помещениях в закрытой металлической таре или на строительной площадке в котлах с крышками. Мастику транспортируют в той же металлической таре, в которой хранят на складе.