Компенсационные швы обеспечивают волнистым листам УВ и ВУ свободную усадку по ширине при температурных колебаниях. Компенсационные швы устраивают в процессе покрытия через 6—12 м ва крышах, выполняемых по способу с совмещением продольных кромок.
Рис. 189. Устройство подвесного желоба на карнизном свесе:1 — клямера для крепления желоба, 2 — скоба, 3 — подвесной желоб. 4 — заклепка, 5 — гайка, 6 — гидроизоловая прокладка, 7 — рядовая шайба, 8 — крюк для крепления листа на железобетонном прогоне, 9 — лист, 10 — болт, 11 — крепежная скоба, 12 — железобетонный прогон. 13 — штырь со скобой, 14 — воронка, 15 — концевая заглушка подвесного желоба
Компенсационный шов (рис. 190) выполняют нахлесткой накрываемого края одного листа накрывающим краем смежного. При нахлестке кромок предусматривается возможность перемещения листов на 25—30 мм в поперечном направлении. Чтобы при этом в чердачное пространство не затекала вода, шов сверху закрывают последовательно по стоку воды лотками Л1 и Л2. Лотки между собой по длине сопрягают внахлестку на 200 мм.
Рис. 190. Компенсационный шов: 1 — накрываемый край кровельного покрытия, 2, 5 —скобы, 3 — лотковая деталь, 4 — накрывающий край кровельного покрытии, 6, 8 — шайбы, 7— винт с полукруглой головкой, 9 – заклепка
Лотки крепят с рядовыми листами следующим образом. Скобы 5 на лотках Л1 и Л2 соответственно крепят через 1,4 и 1,65 м.
Коньки из деталей универсальной конструкции бывают двух типов глухие и с вентиляционными щелями.
В конструкции глухого конька (рис, 191,а) основанием служит железобетонный прогон Л. На его продольные ребра опираются верхние ряды из волнистых листов 7. Сверху смежные коньковые ряды покрывают малыми переходными деталями 3, Эти детали укладывают так, чтобы между отогнутыми кверху полками образовался зазор.
При устройстве конька с вентиляционными щелями (рис. 191,6,в) конек крыши закрыт теми же элементами, что и в предыдущем варианте. Желобчатые коньки для образования воздушных щелей в отличие от предыдущего варианта уложены в одну линию и приподняты над кровлей на 40—50 мм. Высота воздушной щели зависит от кратности смены объема воздуха в чердачном пространстве в течение 1 ч; ее определяют расчетом.
Рис. 191. Устройство коньков: а — поперечное сечение глухого конька, б — конек с вентиляционными щелями, в — поперечное сечение конька с вентиляционными щелями; 1 — пронзя, 2 — крюк., 3 — малая переходная деталь, 4 — прижимная скоба, 5 — коньковая деталь, 6 — гайка, 7 — лист, 8 — гыдроизоловая шайба. 9 — стальная шайба, 10 — гидроизоловая прокладка, 11 — алюминиевая заклепка, 12— стальная держалка
Коньки устанавливают на переходных держалках 12, которые парами располагаются через четыре волны одна от другой. В свою очередь держалки с коньками за крепляют на деталях 3 до их укладки на место и обязательно так, чтобы заклепки находились в промежутке между гребнями волн листов УВ или ВУ. Если держалка придется на нахлестку переходных деталей, то ее в зависимости от обстановки смещают назад или вперед на одну волну.
Примыкания скатов к продольной и поперечной стенам выполняют так же, как и в кровлях из волнистых листов ВО. Кровли из асбестоцементных листов укладывают бригадой из 10—12 человек, состоящей из 4—5 звеньев. Ведущими рабочими бригады являются кровельщики, организованные в 2—3 звена. Каждое звено состоит из звеньевого (кровельщик 4-го разряда) и его помощника кровельщика 2-го разряда. Кроме них, в бригаде должны быть: одно заготовительное звено (один кровельщик 4-го и один 2-го разряда), одно транспортное (два подносчика-кровельщика 1-го разряда), один такелажник 3-го разряда и один кровельщик 3-го разряда.
Звеньевой является укладчиком кровли на своем рабочем месте, а кровельщик 2-го разряда помогает ему при укладочных работах. Работа может быть организована двумя звеньями, как указывалось на с. 320.
Работа на захватках может быть организована двумя способами: способом горизонтальных захваток, длина которых равна длине ската крыши (от одного фронтона к другому), а ширина их обычно составляет один-два ряда; способом вертикальных захваток, длина которых равна расстоянию от карниза до конька, а ширина равна расстоянию между компенсационными швами (12 м).
В первом случае ширина захваток составляет 1—2 ряда (карнизный, коньковый или два рядовых), а во втором — все ряды (от карниза до конька).
Схема организации работ на захватке для двух одновременно работающих звеньев приведена на рис. 192. Скат разбивают на пять делянок. Укладку листов на скате начинает первое звено на первой делянке. Когда это звено уложит семь-восемь листов, к работе приступает второе звено. Это звено начинает свою работу на второй делянке с заделки покрытия на фронтоне, а в последующем будет занято рядовой укладкой волнистых листов в этом ряду.
Когда первое звено закончит укладку листов на первой делянке, оно перемещается на третью делянку.
Когда звено от фронтона уложит семь-восемь листов, второе звено, завершив рядовую укладку листов на второй делянке, перемещается на четвертую. Далее первое звено, выполнив работу на третьей делянке, перемещается на пятую. Наконец, второе звено, выполнив покрытие на четвертой делянке, переходит на первую делянку соседнего ската и т. д.
Рис. 192. Организация работ на захватке, при укладке кровли, из асбестоцементных листов
Работа бригады будет успешной лишь в том случае, когда у нее есть необходимые комплекты инструментов и инвентаря, особенно механизмы для трудоемких процессов резки и сверления асбестоцементных волнистых листов.
На бригаду кровельщиков положено иметь следующие инструменты: уклономер, складные металлические метры, рулетки с лентой 10 м, шнуры с отвесом, молотки по 0,5 кг, ручные ножницы для резки стали, держалки для установки крюков; топор, шерхебели, рашпили по 0,5 м, дисковую электропилу, ручные электросверлилки со сверлами (по камню) различных диаметров, электро-риброножницы, ручные пилы (мелкозубые), комплект приспособлений для постановки заклепок диаметром 3,4 и 5 мм, шесть отверток с рабочим ребром 8 мм, восемь ключей с зевом для гайки М8, овальные и остроугольные кельмы, деревянные лопатки-шпатели, киянки, разбивоч-ные рейки, рычажный домкрат, ящики для крепежных материалов.